|
«Рефлекс цели» — как источник духовного развития учащихся
Загрина Н. А.
Особое место в творчестве И. П. Павлова занимает его работа «Рефлекс цели» (1916 г.), который он относил к категории врожденных свойств человека, к основной деятельности нервной системы.
К мысли о необходимости установления особого «рефлекса цели» ученый пришел на основании наблюдения и анализа поведения людей.
«Рефлекс цели» Павлов определил как стремление к обладанию определенным раздражающим предметом. Ученый рассматривал «рефлекс цели» как важный фактор поведения, как проявление важнейшего стимула жизни. Он считал, что практические сведения о «рефлексе цели» очень нужны всем, и в первую очередь нужны русским в области воспитания. Именно поэтому с докладом на тему «Рефлекс цели» И. П. Павлов выступил на III съезде по экспериментальной педагогике в Петрограде 2 января 1916 г. Содержание речи сводится к следующему. В своей жизни человек преследует разные цели: высокие, низкие, важные, пустые. Отмечая отсутствие прямого соотношения между затрачиваемой энергией и важностью цели, Павлов говорил о том, что сплошь и рядом на совершенно пустые цели тратится огромная энергия и наоборот. Человек нередко работает с «одинаковым жаром» как для великой, так и пустой цели. В связи с чем необходимо отделить самый акт стремления от смысла и ценности цели. «Особенно ярко “рефлекс цели”, — подчеркивал Павлов проявляется в коллекционерстве. Ученый связывает вопрос о происхождении “рефлекса цели” с общим инстинктом жизни. Жизнь есть осуществления одной цели — сохранение самой жизни. Отмечая огромное жизненное значение “рефлекса цели”, Павлов подчеркивал: “Жизнь только для того красна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели....
Вся жизнь, все ее улучшения, вся ее культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели. Ведь коллекционировать можно все, пустяки, как и все важное и великое в жизни: удобства жизни (практики), хорошие законы (государственные люди), познания (образованные люди), научные открытия (ученые люди) и т. д.”.
Но когда исчезает цель, теряется и смысл жизни к себе привязывать человека. Ученый трактует причину самоубийств как падение инстинкта достижения цели.
Очень важным считал И. П. Павлов — и в этом весь смысл его выступления — известное напряжение рефлекса цели у каждого. Свои мысли относительно “рефлекса цели” необходимости его развития Павлов считал особенно важным для России. Согласно Павлову, отрицательные черты русского характера: леность, непредприимчивость, равнодушие, неряшливое отношение к работе, навевающее мрачное настроение — все это является проклятым “наследием крепостного права”. “Крепостное право, — говорил Павлов, — сделало из барина тунеядца, из крепостного совершенно пассивное существо, без жизненной перспективы”. Наиболее ярко рефлекс цели, по мнению ученого, развит у англосаксов. У них этот рефлекс максимально напряжен. Главным условием достижения цели англосакс считает существование препятствий, он вообще игнорирует невозможность достижения цели.
“Как это далеко от нас, — с горечью признавал Павлов, — у которых “обстоятельства” все извиняют, все оправдывают, со всем примиряют!”. Вместе с тем, свои размышления ученый заканчивает на оптимистической ноте: “И мечтается мне дальше испорченный аппетит, подорванное питание можно поправить, восстановить тщательнейшим уходом, специальной гигиеной.
То же может и должно произойти с загнанным исторически на русской почве рефлексом цели. Если каждый из нас будет лелеять этот рефлекс в себе как драгоценнейшую часть своего существа, если родители и все учительство всех рангов сделают своей главной задачей укрепление и развитие этого рефлекса в опекаемой массе, если наши общественность и государственность откроют широкие возможности для практики этого рефлекса, то мы сделаемся тем, чем мы должны и можем быть, судя по многим эпизодам нашей исторической жизни и по некоторым взмахам нашей творческой силы”.
И. П. Павлов постоянно подчеркивал важность этого рефлекса в активном, целенаправленном поведении. Эти особенности — активность и целенаправленность поведения — как основы здоровой, счастливой, сознательной жизни следует развивать с самых ранних лет. На этой основе, считал И. П. Павлов, — должна быть построена вся система педагогики, воспитания подрастающего поколения.
Вопросы врожденного поведения (конкретное проявление в форме рефлекса цели), особенности русского ума и характера волновали Павлова как ученого и гражданина. Сегодня его своевременные мысли — должны стать достоянием все, живущих в России. Духовное наследие Павлова — жизненный источник, оно обладает мощной вдохновляющей силой и должно входить в образование учащихся. А задача музея Павлова — создать условия для духовного развития учащихся через личность ученого.
| |